ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода
Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» —
официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг.
Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства.
В годы Великой
Отечественной Войны, вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось
название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения
машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских
серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире.
Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно
отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были
модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995
года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых
послевоенных вооружённых конфликтах.
В качестве примеров
результатов боевого применения танков ИС-2 можно привести следующие боевые эпизоды
с их участием:
— Во время
Львовско-Сандомирской операции известен эпизод, когда два танка ИС-2 57-го
гвардейского отдельного танкового полка уничтожили в общей сложности 17
немецких танков и САУ, устранив угрозу ликвидации плацдарма на Висле. Из них 9 на
счету Ляхова и 8 на счету Луканина.
— В Висло-Одерской
операции 80-й ОГвТТП с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ
врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулемётных гнёзд, 10 миномётов и 12
блиндажей. Из 23 участвовавших в боях машин ни одна не была безвозвратно
потеряна.
— 78-й ОГвТТП,
наступая на Дебрецен в Венгрии, с 6 по 31 октября уничтожил 46 танков (в том
числе 6 «Тигров»), 25 САУ, 109 пушек, 38 БТР, 60 пулеметных точек, 2 склада с
боеприпасами и 12 самолетов на аэродроме. Потери полка составили два сгоревших
от фаустпатронов ИС-2, ещё 16 танков получили различной степени повреждения.
— В боях в марте 1945
года на территории Польши особо отличился командир танка ИС-2 Федотов Михаил
Алексеевич. Только за первые два с половиной месяца 1945 года его танк
уничтожил 6 немецких танков и САУ, 11 артиллерийских орудий, 2 минометные
батареи, 3 бронетранспортера и несколько автомашин.
— В октябре 1944 года
79-й ОГвТТП удерживал плацдарм на реке Нарев севернее города Сероцк. Танк
гвардии-лейтенанта Хиценко в этом бою огнем пушки подбил семь вражеских танков
«Тигр» и один протаранил, до того как сам сгорел. Немцы не смогли прорваться по
правому флангу.
Из воспоминаний Фадина
Александра Михайловича (Артем Драбкин — «Я дрался на Т-34»):
"Стояли мы в капонирах,
вырытых на склоне виноградника. В километре пред нами располагался монастырь.
Вдруг из-за каменной стены ограды выползает «Тигр». Остановился. За ним ещё
один, потом ещё. Выползло их десять штук. Ну, думаем, — хана, достанут они нас.
У страха-то глаза всегда велики. Откуда ни возьмись, идут два наших ИС-2. Я их
в первый раз увидел. Поравнялись с нами, встали. Два «Тигра» отделяются и
выходят чуть вперед, вроде как дуэль. Наши упредили их с выстрелом и снесли
обоим башни. А оставшийся — раз, раз и за стену."
Дивизионная пушка образца 1942 года "ЗИС-3"
— 76,2-мм советская дивизионная и противотанковая пушка. Главный конструктор —
В. Г. Грабин, головное предприятие по производству — артиллерийский завод № 92
в городе Горьком. ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием,
выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Благодаря своим выдающимся
боевым, эксплуатационным и технологическим качествам это орудие признается
специалистами как одно из лучших орудий Второй мировой войны. В послевоенное
время ЗИС-3 долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно
экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находится на
вооружении и в настоящее время.
76-мм дивизионная
пушка обр. 1942 г. на момент принятия на вооружение полностью отвечала всем
поставленным перед орудием такого класса требованиям по мобильности, огневой
мощи, неприхотливости в повседневной эксплуатации и технологичности
производства.
По бронебойному
действию до начала 1943 года ЗИС-3 была способной на дистанции огня до 500—700
метров поразить в лоб практически любой образец немецкой бронетехники за редким
исключением (например, штурмовое орудие StuG III Ausf F с 80-мм лобовой
бронёй); но с массовым появлением в 1943 году новых образцов немецких танков и самоходно-артиллерийских
установок бронепробиваемость ЗИС-3 стала недостаточной. Введение подкалиберного
(с 1943 года) и кумулятивного (с конца 1944 года) снарядов улучшило
противотанковые возможности ЗИС-3, позволив ей на дистанциях ближе 500 м
уверенно поражать вертикальную 80-мм броню, но 100-мм вертикальная броня так и
осталась для неё непосильной.57-мм противотанковые пушки ЗИС-2 в 1943—1944
годах были произведены в количестве 4375 шт., а ЗИС-3 за тот же период — в
количестве 30052 шт., из которых около половины было направлено в
истребительно-противотанковые части. Мощные же 100-мм полевые пушки БС-3 попали
в войска только в конце 1944 года и в небольшом количестве. Недостаточная
бронепробиваемость орудий частично компенсировалась тактикой применения, ориентированной
на поражение уязвимых мест бронетехники. Кроме того, против большинства
образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость ЗИС-3 оставалась адекватной
до конца войны.
Главными же козырями
ЗИС-3 по сравнению с аналогами были крайняя неприхотливость в эксплуатации и
очень высокая технологичность её производства.
После окончания Второй
мировой войны часть пушек была передана союзникам СССР, которые часто
перепродавали их в страны третьего мира. Оставшаяся в СССР часть орудий была
частично складирована, а частично утилизирована на металл. Достаточно большое
количество пушек ЗИС-3 в странах СНГ служат в качестве орудий-памятников в
мемориалах, посвящённых Великой Отечественной войне.
БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии
периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая и знаменитая советская
боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным
прозвищем «Катюша».
Первые две пусковые
установки БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года в Воронеже,
на заводе имени Коминтерна.
Первое боевое
применение «Катюш» состоялось 14 июля 1941 г. под Оршей. Где первые залпы
произвела первая отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной
артиллерии Красной Армии под командованием капитана И.А. Флерова. Батарея была
сформирована в конце июня 1941 г. После трех пристрелочных выстрелов из гаубицы
14 июля в 15 часов 14 минут батарея открыла огонь по железнодорожному узлу
Орша, где по донесению войсковой разведки сосредоточилось много вражеской
техники. Было выпущено 112 РС (реактивных снарядов). По воспоминаниям А.С.
Попова, одного из создателей «Катюш» — «железнодорожный узел был стерт с лица
земли». Фашисты были буквально ошеломлены этим огневым смерчем из непонятного
для них оружия и в панике стали спасаться бегством. Противнику потребовалось
значительное время, чтобы собрать деморализованные подразделения». В тот же
день огневой удар из нового оружия был произведен по немецкой переправе через
реку Оршицу. Результат был такой же.
Немаловажен был и
эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически
одновременно — за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали
реактивные снаряды. Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и
избегать ответного удара противника. Представить себе, что значит оказаться под
ударом "Катюш", сложно. По словам тех, кто пережил такие обстрелы (и
немцев, и советских солдат), это было одно из самых страшных впечатлений за всю
войну. Звук, который издавали ракеты во время полета, каждый описывает
по-разному — скрежет, вой, рев. Как бы то ни было, в сочетании с последующими
взрывами, во время которых на несколько секунд на площади в несколько гектаров
земля вперемешку с кусками строений, техники, людей, взлетала на воздух, это
давало сильнейший психологический эффект. Когда солдаты занимали вражеские
позиции, то их не встречали огнем не потому, что все были убиты — просто
ракетный обстрел сводил с ума выживших.
После войны
"Катюши" стали устанавливать на постаменты — боевые машины превратились
в памятники. Наверняка многие видели такие монументы по всей стране. Все они
более-менее похожи друг на друга и почти не соответствуют тем машинам, которые
воевали в Великой Отечественной войне. Дело в том, что на этих памятниках
практически всегда фигурирует реактивная установка на базе автомобиля ЗиС-6.
Действительно, в самом начале войны реактивные минометы устанавливали на ЗиСы,
но как только в СССР по ленд-лизу стали поступать американские грузовики
"Студебеккер", именно их превратили в самую распространенную базу для
"Катюш".
Комментариев нет:
Отправить комментарий